16.05.2022
Типовой комплект методических документов: https://edsoo.ru/Tipovoj_komplekt_metodich_16.htm
Примерные рабочие программы: https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
Изменения в новых ФГОС HOO и ООО
Утвердили новые ФГОС начального и основного общего образования (приказы Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287). В новые ФГОС HOO и ООО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами.
Вариативность
Новые стандарты HOO и ООО требуют, чтобы содержание ООП HOO и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования.
Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами. Первый
— в структуре программ HOO и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй — школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии. Третий способ — школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
Планируемые результаты
В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП HOO и ООО — личностные, метапредметные, предметные.
Предметные результаты
Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС HOO конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ
— «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета
«История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы
«Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».
Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций.
Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.
Метапредметные и личностные результаты
Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.
Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
• гражданско-патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями самоорганизация, самоконтроль.
В прежних ФГОС личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых — каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», — это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.
Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора — проконтролировать качество обучения.
Пояснительная записка к ООП
Раньше содержание пояснительной записки было разным для HOO и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне HOO указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП HOO и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.
Содержательныи раздел ООП
Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне HOO убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел HOO и ООО рабочими программами учебных модулей.
В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП HOO и ООО должен содержать:
• рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
• программу формирования УУД;
• рабочую программу воспитания.
Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с OB3.
Рабочие программы педагогов
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.
Требования к рабочим программам
Критерии | Старый ФГОС | Новый ФГОС |
Виды программ | Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельности | Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей |
Структура рабочих программ | Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности | Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности |
Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов | С учетом рабочей П]ЭОГ]ЭНММЫ BOGПИTaHИЯ G указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, ВОЗМОЖНОСТИ |
Тематическое | использования по этой | |||
планирование программ внеурочной | рабочих курсов | С учетом рабочей программы воспитания | теме ЭОР и ЦОР | |
деятельности | ||||
Учет рабочей программы воспитания | Только в «Тематическое планирование» | разделе | By ЈЗсех разделах рабочей программы | |
Особенности программы внеурочной деятельности | рабочей курса | В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности | В программе должны быть указаны формы проведения занятий | |
Рабочая программа воспитания
Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания.
Требования к структуре рабочей программы воспитания
Номер ’il3’eЛil | Название раздела рабочей программы воспитания | |||
Старый ФГОС | Новый ФГОС | |||
1 | Описание особенностей воспитательного процесса | Анализ воспитательного процесса в организации | ||
2 | Цель и задачи обучающихся | воспитания | Без изменений | |
| Виды, формы и содержание | Виды, формы и содержание | ||
совместной деятельности | воспитательной деятельности с | |||
педагогических работников, | учетом специфики | |||
обучающихся и социальных | организации, интересов | |||
партнеров организации, | субъекта воспитания, тематики | |||
осуществляющей | учебных модулей | |||
образовательную деятельность | ||||
4 | Система | поощрения | ||
самоанализа воспитательной | социальной | успешности и | ||
работы в организации, | проявлений | активной | ||
осуществляющей | жизненной | позиции | ||
образовательную деятельность | обучающихся | |||
Новые стандарты конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел ООП. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной
направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.
Программа формирования универсальных учебных действий
По новому ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях HOO и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся».
Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.
Предметные области и предметы
Новые ФГОС HOO и ООО регламентируют перечень обязательных
предметных областей, учебных предметов и учебных модулей. | |
Учебный план HOO | |
Предметные области | Учебные предметы (учебные модули) |
Русский язык и литературное чтение | Русский язык Литературное чтение |
Родной язык и литературное чтение на родном языке | Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Литературное чтение на родном языке |
Иностранный язык | Иностранный язык |
Математика и информатика | Математика |
Обществознание и естествознание (Окружающий Р) | Окружающий мир |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики: • учебный модуль «Основы православной культуры»; • учебный модуль «Основы иудейской культуры»; • учебный модуль «Основы буддистской культуры»; • учебный модуль «Основы исламской культуры»; • учебный модуль «Основы религиозных культур народов России»; • учебный модуль «Основы светской этИкИ» |
Искусство | Изобразительное искусство |
Музыка | |
Технология | Технология |
Физическая культура | Физическая культура |
Учебн | ый план ООО |
Предметные области | Учебные предметы (учебные курсы или учебные модули) |
Русский язык и литература | Русский язык Литература |
Родной язык и родная литература | Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Родная литература |
Иностранные языки | Иностранный язык Второй иностранный язык |
Математика и информатика | Математика: • учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» Информатика |
Общественно-научные предметы | История: • учебные курсы «История России», «Всеобщая история» Обществознание География |
Естественно-научные предметы | Физика Химия Биология |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся |
Искусство | Изобразительное искусство Музыка |
Технология | Технология |
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности | Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности |
На уровне ООО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу/литературное чтение на родном языке. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Также, чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.
Объем урочной и внеурочной деятельности
Изменили объем часов аудиторной нагрузки: уменьшили верхнюю границу. Подробнее смотрите в таблицах.
Границы аудиторнои нагрузки | Старыи ФГОС HOO | Новыи ФГОС HOO |
Минимум | ||
Максимум | ||
Границы аудиторной нагрузки | Старый ФГОС ООО | Новый ФГОС ООО |
Минимум | ||
Максимум |
Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне HOO. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
Ученики с OB3
В разделе «Общие положения» указали, что ФГОС HOO не нужно применять для обучения детей с OB3 и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с OB3 вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий
Старый ФГОС таких требований не устанавливал. Теперь новый ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники
учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.
Деление учеников на группы
Раньше таких норм ФГОС не устанавливал. Новые стандарты HOO и ООО разрешают организовать образовательную деятельность при помощи деления на группы. Обучение в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей. Это позволит учителям реализовывать дифференцированный подход.
Информационно-образовательная среда
Согласно старым ФГОС у учеников в школьной библиотеке должен быть доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов. Сейчас новые ФГОС определяют, что доступ к информационно- образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения.
Оснащение кабинетов
Старые ФГОС предъявляли общие требования к оснащению кабинетов. Новые ФГОС ООО установили требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. Например, в кабинетах естественно-научного цикла должны быть комплекты специального лабораторного оборудования.
Психолого-педагогические условия
В новых ФГОС требований к психолого-педагогическим условиям стало больше. При этом акцент сделан на социально-психологической адаптации к школе. Также описали порядок, по которому следует проводить психолого- педагогическое сопровождение участников образовательных отношений.
Повышение квалификации педагогов
Старые ФГОС четко определяли, что повышать квалификацию педагоги должны не реже чем раз в три года. Новые ФГОС эту норму исключили. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог может проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но указания, как часто он должен это делать, теперь нет.